Изготовление:
Существует несчетное количество способов приготовления свинцовых белил. Мы приведем лишь некоторые из них:
А) голландский: Этот способ наиболее старый и состоит в следующем; Свинец, тонко нарезанный и свернутый в спираль, помещают в глиняные, с глазурью внутри, горшки, на дно которых наливается небольшое количество уксусной кислоты. После закатываются свинцовыми пластинами и закапываются в лошадиный навоз на 10-15 дней. Навоз начинает перегнивать, выделяя углекислоту, которая входит в реакцию с парами уксуса , вследствие чего происходит переход металлического свинца в основную углекислую соль в виде белого налета. Налет счищается, высушивается, стирается и после отмучивается.
Схожий рецепт мы находим у Дионисия Фурнографиота в его «Ерминия или наставление в живописном искусстве»:
«44. Как делать плакунти, т. е. белила
Возьми свинец и сделай из него тонкие листы; потом в горшок влей уксус, повесь в нем эти листочки, и закрыв плотно, зарой в перегоревший навоз в теплом месте, и оставь тут на 10 или15 дней. Потом вынь горшок, вытряси из него листочки на мраморную плиту, сотри их, переложи в широкой блюдо, чтобы высохли; и будет хорошо.»
Б)Немецкий способ отличается от голландского разве что технологическим практицизмом, свойственный этой нации. В камеру подвешиваются свинцовые листы. После, через специальные отверстия сначала впускаются пары уксусной кислоты, а затем углекислота.
В)По английскому рецепту, сначала из свинца получали глёт(окись свинца), и смешивали его в тесто 1% уксуснокислого свинца и, протягивая массу через закрытые желоба, пропускали через него углекислоту.
Г)Французский, самый безопасный способ, потому что исключал наиболее вредные операции измельчения и отмучивания, заключался в том, что глёт, получаемый окисью свинца, растворяли в разбавленной уксусной кислоте, и в полученный раствор основного уксуснокислого свинца, под давлением направляли струю углекислоты. После, осажденные белила отделяли от раствора, тщательно промывали и высушивали.
В русских мастеровых сборниках, так же можно найти рецепты изготовления свинцовых белил:
К примеру, Щукинский сборник к XVII- нач.XVIII века, примечателен тем, что в нем говорится о мерах предосторожности при выработке пигмента:
«О поставлени белил. Возми кадку липовую 12 ведер. Положи в ней 3 ведра мелу, ведро на солоды, упарить. Зделать решетка деревянная. На решетку класти битой свинец трубками, концем на решетку, а другим вверх. А наверх накладывати войлоком, а наверх войлока доска, да жерновой камень. А поставити на печи, а изба топить. Стояти ему 4 недели и не заклядывать. А как снимать войлок, выпить два корца вина, да войлок снять. А самому припасти за вещию. А верхнее бы окно отварено было, а нижнее бы окно все затворены и двери. А свинец класти в стопу, да толчи, да сеяти, да обмывати водою в сите, да парите в воде, да наливати ступки. А ставить в печь станут белила, а гуща лити в яму да загрести землею, чтобы животина не сохватила, а хватит, ино пропадет. И в той избе не держать никакия животины.»
А вот наставление о приготовлении свинцовых белил действием на свинец парами брожения меда в дрожжах. Данный рецепт известен по многочисленным рецептурным сборникам.
Музейский сборник смешанного содержания, 3-я четверть XVII века
«Указ, как белило ставить. Бити свинец на камени тонко и резати полосы шириною по три перста. И свертев в трубки свинец, чтоб не соткнулося вместо. И влити в кадь дрозжей и подложити медом пресным. Сколко свинцу, а меду вполы того. И поставить повыше дрозжей, пяди мерою, решетку. И на нее свинцовые трубки поставить стойма и покрыть гораздо, чтоб дух ни мало не выступил.»
Далее, мы предлагаем вам рецепт, который позволит вам сделать пигмент самим:
Возьмите трехлитровую банку, поместите на дно чайный гриб, добавьте 100гр. сахара и поставьте емкость на несколько дней в теплое место. Когда гриб закиснет(запах уксуса), положите в гриб, скрученный в свободную спираль, лист свинца и поставьте в обратно в теплое место на два месяца(по истечении одного месяца, необходимо поменять в банке сладкий чай, оставив немного закваски). Далее, достаем свинец, сушим, очищаем от белых хлопьев и получаем готовый для применения пигмент.
Или, другой способ приготовления качественных свинцовых белил:
1.Возьмите свинец, раскатайте в пластины 5 на 10см. и сверните их в спираль, не прилегающую стенками друг к другу.
2.В деревянную бочку положите слой конского навоза, толщиной 8-10см.(на уровне граненого стакана).
3.В навоз ставятся стаканы и до половины заливаются 40%(процент может быть больше)уксусной кислоты.
4.Спирали свинца подвешиваются над стаканами на высоте не менее 50смю от уровня стаканов.
5.Бочка герметично закрывается и ставится в теплое помещение.
6.Через 30 дней с пластин снимаются белила и отмачиваются в воде, после чего, высушиваются в брикетах. (в «росписях» (заявки на закупку) XVIIв., упоминаются ступочные белила, по их виду в форме ступочек.)
Применение:
В известном наставлении Ченнино Ченнини «Книга об искусстве или трактат о живописи», белилам свинцовым посвящена цела статья, которая так и называется: О природе свинцовых белил(LIX).
Приводим ее дословно:
«Есть белая краска, приготовляемая искусственным способом из свинца, которая называется свинцовыми белилами(biacca). Эти свинцовые белила крепки и сильны; формируются они в виде стаканов или бокалов. Если ты захочешь узнать, какие белила лучше, то, пробуя, бери от верхушки формы. Эта краска становится тем лучше, чем больше ее трешь, и хороша для доски. Хотя этими белилами работают и на стене, но ты, насколько возможно, их остерегайся, так как они со временем чернеют. Размалывай их с чистой водой; стираются они на любом связующем и являются твоим главным руководителем при осветлении всех красок на доске так же, как известковые белила – на стене»
Пигмент имеет прекрасный белый цвет, пластичен, с хорошей укрывистостью. В живописи дает плотный слой, не образующий трещин, даже при свертывании холста, покрытого им. Быстро сохнет с любым связующим и служит сиккативом для других, смешанных с ними красок. При правильном обращении, устойчив к атмосферным влияниям.
Пигмент применяется в гуаши, акварели, темпере, масляной и восковой техниках живописи.
Количество масла, потребное для приготовления масляной краски, колеблется (в зависимости от качества масла) от 8 до 14%. Для масляной живописи белила готовятся с маковым маслом.
Пигмент можно затваривать на любом связующем.
Белила идут на приготовление грунтов для масляной живописи в чистом виде и в смеси с цинковыми белилами.
Применение в иконописи:
А. Стальнов
"Мы пользуемся белилами свинцовыми домашнего производства. Они имеют кристаллическую структуру и состоят из кристаллов различной формы и размера - значит, вполне подходят для живописи, в отличии от титановых, которые мелкодисперсные и очень однородные по своей структуре. Особо это качество проявляется при "роскрыше" или лессировке, когда необходимо смешать колер. Колер со свинцовыми белилами живой, "дышащий" цвет, в то время как титановые белила дают "мыльный" эффект.
Свинцовые белила используются с древности. Видимо их варьировали по растертости и свежести употребления, потому как, постояв (особенно с эмульсией), они становятся более мягкие и прозрачные (для плави одни, для оживок - другие). В некоторых иконах заметно виртуозное использование свойств св., белил - владение ими требует большого мастерства в использовании.
Характерное свойство св., белил - каменеть, и таким образом способствовать стабильности тех пигментов, которые с ним смешаны: это хорошо заметно на старых(варварских - ковровых) реставрациях, когда вымывались тонкие прозрачные слои краски и лессировки и оставались только "света" с белилами.
Можно заметить, что все смеси с св., белилами устойчивы, если они употреблялись сразу же и высыхают на доске. Если постоят в жидком виде - то смеси темнеют и теряют цвет (с киноварью, например)".
Особенности:
С большинством пигментов, с.б., дают прочные и стойкие смеси, но следует избегать их смешивание с красками, содержащими серу(S) – ультрамарин(Na2SiO2S), кадмием(CdS), аурипигмент (As2S3), киноварь( HgS). Изменение цвета в химически несовместимых колерах можно избежать, если, применять их тотчас же, после составления; при быстром высыхании пигмента, частицы, обволакиваются связующим, и прекращают отрицательное взаимодействие между собой.
Применение с.б., во фреске по гашеной извести и силикатной живописи может привести к отрицательным результатам; по причине содержания в извести сероводорода (H2S) и жидкого стекла в составе силикатных красок, что приводит к почернению пигмента(углекислый свинец переходит в сернистый св.).
Есть устойчивое мнение, что затворенные на желтковой эмульсии, б. св., быстро темнеют. Однако, как показали результаты исследований красочного слоя, проведенные А. Виннером, причиной изменения цвета происходит в пленочном слое покрывного лака или олифы.
При добавлении 10-15% шпата, делает цвет белил более устойчивым(благодаря химической инертности бария в частности по отношению к сероводороду), но ослабляет кроющую способность.
В отличие от цинковых белил не дает трещин красочного слоя, но обладает меньшей белизной. Это можно восполнить, если добавить в свинцовые белила немного цинковых или перекрыть св. б., поверх тонким слоем цинковых(в отличие от свинцовых белил, цинковые не чернеют под действием сероводорода).
При использовании свинцовых белил, нужно учитывать, что со временем наблюдается ослабление кроющей силы пигмента, особенно в местах тонкослойного письма, что приводит к к просвечиванию нижележащих слоев.
Ядовитый неорганический пигмент.
Аналогичные пигменты:
Цируссит, титановые белила, каолин, сурьмяные белила.
Это интересно:
Свинцовые белила часто фальсифицируются (например, мелом, гипсом) и смешиваются с другими белилами, например, баритовыми белилами, сернокислым свинцом, углекислым барием и другими.
Способы распознавания:
1.чистые свинцовые белила должны растворяться в азотной кислоте без остатка. Разведенная азотная (и уксусная) кислота растворяет краску при обыкновенной температуре с шипением, образуя бесцветный прозрачный раствор без всякого осадка. Если по лучится осадок, то он может быть тяжелым шпатом, сернокислым свинцом или гипсом, или кремнеземом, или глиноземом; в случае подмеси к краске мела, углекислого бария или цинковых белил, последние также перейдут в раствор.
2. при накаливании (на фарфоре) белила принимают оранжевый оттенок, который по охлаждении переходит в светло- желтый.
3. при нагревании в пробирном стаканчике белила, содержащие большое количество свинцового сахара, чернеют.
4. белила, выдержавшие испытание азотной кислотой, должны растворяться в аммиаке и в крепком растворе едкого калия при нагревании и давать бесцветный прозрачный раствор; при получении осадка последний состоит из мела и углекислого бария. Примесь цинковых белил и в этом случае не будет обнаружена, так как они останутся в растворе. Если в растворе содержатся цинковые белила, то при действии на него сероводорода или сернистого натра получится белый осадок.
5. раствор сернистого натрия чернит белила.
Свинцовые белила отличаются своим чисто белым цветом и выдающейся кроющей способностью, почему эта краска и расходуется в огромных количествах. Одни Соединённые Штаты ежегодно расходуют не менее 60 000 тонн свинцовых белил.
Свинцовые белила умели изготовлять 3 тыс. лет назад. Основным поставщиком их в древнем мире был остров Родос в Средиземном море. Красок тогда не хватало, и стоили они чрезвычайно дорого. Прославленный греческий художник Никий однажды с нетерпением ожидал прибытия белил с Родоса. Драгоценный груз прибыл в афинский порт Пирей, но там неожиданно вспыхнул пожар. Пламя охватило корабли, на которых были привезены белила. Когда пожар погасили, расстроенный художник поднялся на палубу одного из пострадавших кораблей. Он надеялся, что не весь груз погиб, мог же уцелеть хотя бы один бочонок с нужной ему краской. Действительно, в трюме нашлись бочки с белилами: они не сгорели, но сильно обуглились. Когда бочки вскрыли, то удивлению художника не было границ: в них была не белая краска, а ярко-красная! Так пожар в порту подсказал путь изготовления замечательной краски – сурика.
Из белых пигментов в живописи И.К.Айвазовского безраздельно господствуют свинцовые белила, присутствующие практически во всех произведениях художника. Не выявлено ни одного случая использования в авторских красочных слоях каких-либо иных белил, что является важным фактом при экспертизе и атрибуции картин художника.
Для реставраторов:
Старые картины и иконы, написанные красками на основе свинцовых белил, со временем темнеют – на поверхности образуется сульфид свинца черного цвета (PbCO3 + H2S = PbS + CO2) однако, если такое изображение протереть слабым раствором перекиси водорода, которая известна с 1818 г., то образовавшийся под воздействием сероводорода черный сульфид свинца перейдет в соединение - сульфат свинца белого цвета(PbS + 4H2О2 = PbSО4 + 4H2О). Потемневшие участки красочного слоя приобретут свой первоначальный белый цвет.
Источники:
Плиний, Натуральная история, Iв., кн.34, параг. 18, 54
Витрувий, Об архитектуре, Iв., кн. 7, гл.
Диоскурил, «De Materia Medica», I в., кн. 5, гл. CIII
Ираклий, Об искусствах и красках римлян, VIIIв., гл. 25, 26
Теофил, Записки о разных искусствах, XIв., гл. 1, 12, 14, 27
Дионисий Фурнографиот, Ерминия или наставления в живописном искусстве гл. 44
Ченнино Ченнини, Книга об искусстве или трактат о живописи, гл. LVIII
А. Виннер «Фресковая и темперная живопись» Искусство, Москва-Ленинград, 1948г.
«Реставрация произведений графики» ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, М.1995
«Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла а списках ХI – XIX вв.» Пушкинский фонд, Санкт-Петербург 1998г.
А.Н. Овчинников «Символика христианского искусства» М., 1999г.
Ю.В. Алексеев-Алюрви «Краски старых мастеров» Москва 2004
Ю.В. Алексеев-Алюрви « Красочное сырье и краски, используемые в живописи» Москва 2004г.
Ссылки:
http://chemistry.narod.ru/tablici/Elementi/PB/PB
____________________________________________________________
"Я б хотел и больше о тех цветах обучить, но оного к сему куншту* не потребно".(Книга химическая и алхимическая Семена Фураева)
* Русский человек XVIII в., с большим любопытством рассматривавший иностранные изобретения, дал им самое подходящее название: куншт, кунштюк(немецкое слово "kunst" - искусство, без надлежащего перевода).