-
Крест "Старообрядческий"
арт. КС101
тип изделия: крест эмалевый
техника:
материал:
размеры: 2.4 х 5.4 см.
вес: 15.3 г.
год: 2012
   Крест "Старообрядческий"
Нательный крест выполнен в традиции мужских старообрядческих крестов XIX в. Его характерной особенностью является строгая восьмиконечная форма, так горячо любимая и отстаиваемая приверженцами старой веры.
Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. В качестве основы нагрудного креста восьмиконечная форма в явном виде появилась к XIV в. Такой крест с изображением Распятия принадлежал преподобному Сергию Радонежскому. К XVI в. изображение Голгофского Креста на Руси стало преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, даже без фигуры распятого Спасителя, дополненная надписями вероучительного и прославляющего характера, наиболее полно передавала идею Голгофской Жертвы. Основа нагрудного креста, несущая на себе изображение восьмиконечного Голгофского Креста, в большинстве своем оставалась четырехконечной. К XVII в., в период барокко, она приобрела пышный декор, символически показывающий Крест Господень как Древо Жизни и источник Божественного Света.
В результате церковной реформы XVII в., расколовшей Русскую Православную Церковь, восьмиконечный крест стал повсеместно заменяться западными формами четырехконечного креста. В результате некоторой дискриминации восьмиконечного креста со стороны официальной Церкви его значение в старообрядческой среде еще больше усилилось и стало носить почти догматический характер. К XIX в.основа большинства старообрядческих крестов приобрела восьмиконечную форму. Более того, любовь русского православного народа к восьмиконечному кресту подвигла и официальную Церковь в большой степени вернуть ему утраченные позиции. Например, наперсный иерейский крест, утвержденный в 1896 г. императором Николаем II, имел восьмиконечную форму.
Крест «старообрядческий» является данью уважения и благодарности старообрядческой Церкви, претерпевшей жестокие и несправедливые гонения и сохранившей для нас образы веры, искусства и культуры Святой Руси. Центром композиции лицевой стороны нагрудного креста является восьмиконечный крест, установленный на Голгофе с изображением главы Адама. Его фланкируют орудия страстей – копие и трость. В верхней части креста – образы солнца и луны. На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. На верхней перекладине – ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы), С (солнце) и Л (луна). На концах горизонтальной балки – ИС ХС (Иисус Христос). Вдоль горизонтальной балки – кrтъ хранитель всей вселеннэй (крест хранитель всей вселенной), СНЪ БЖIЙ (Сын Божий), К и Т (копие и трость). Вдоль косой перекладины – изображение Иерусалимской стены и надпись НИКА (Победитель). Над Голгофой – аббревиатура МЛРБ (Место Лобно Рай Бысть). Под головой Адама – буквы Г. А. (глава Адама).
Некоторой особенностью креста является необычное изображение Иерусалимской стены. Образ Иерусалимской стены на русских крестах получил широкое распространение с XV в. и имел два значения. Когда в этом образе мы видим стену исторического Иерусалима, то вспоминаем, что, согласно Евангелию, Распятие совершилось вне города. Святые Отцы придавали этому особое значение.
По словам Иоанна Златоуста: «потому Она (Жертва) принесена вне города, за его стенами, дабы ты знал, что эта Жертва вселенская, дабы ты знал, что это приношение за всю землю, и что это – общее очищение всего естества нашего». Кроме этого, иконография Иерусалимской стены возводит нас к образу Горнего Иерусалима – Царствия Небесного, открытого для человека крестной Жертвой Спасителя. На старообрядческих крестах доминировало второе значение, поэтому изображения Иерусалимской стены были очень далеки от исторической реальности, а больше напоминали стены русских монастырей, которые по сути и являлись образом Небесного Града.
Следуя этой традиции, на кресте изображены стены Соловецкого монастыря – славнейшей русской обители, не принявшей реформу и героически державшей восьмилетнюю осаду царских стрельцов. Только в результате предательства монастырь пал, а его насельники (около 500 человек) были убиты при штурме или зверски замучены и казнены. Таким образом, композиция нагрудного креста, состоящая из традиционных священных изображений и надписей, показывает торжество вселенской победы Христа, связывая воедино дольний мир и мир горний.
Усиливает атмосферу праздника использование техники многоцветной горячей эмали. Фон многих старообрядческих крестов покрывался яркими разноцветными эмалями, чтобы через радостную цветовую палитру показать образ рая, восстановленного Крестной Жертвой Спасителя. Аналогичную задачу на крестах выполняла аббревиатура МЛРБ (Место Лобно Рай Бысть).
На оборотной стороне креста - текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании.