• Иконка-складень «ЗНАМЕНИЕ»

    Иконка-складень «ЗНАМЕНИЕ»



    арт. сс063
    тип изделия: иконка
    техника: золочение, литье, чернение
    материал: золото (сусальное), металл серебро
    размеры: 1.7 х 3 см.
    вес: 12 г.
    год: 2005

         

    Иконка-складень «ЗНАМЕНИЕ»

    Миниатюрный складень по­вто­ряет по форме так на­зы­вае­мые «киотные змеевики», бытовавшие на Руси в XIII–XVI вв., а в поздних репликах и до ХХ в. По назначению и иконографическому составу он во многом сходен с на­званными изделиями и является их дальнейшим развитием.

     

    Первоначально в Х в. змеевики пред­­ставляли собой круглые под­­­­­вес­ки, совмещающие на своих сторонах кано­нический хри­сти­анский извод и змеевидную ком­позицию – фигуру или голову че­ловека с исходящими от нее зме­ями. Несомненным являет­ся апо­тро­пеический (защитный) харак­­тер этих изделий. Также не вызывает сомнений их визан­тий­ское происхождение и связь змеиной ком­­позиции с образом мифической горгоны Медузы. Интересно, что, несмотря на общее негативное отно­шение Церкви к магиче­ским амулетам, змеевики все же при­сут­­ство­вали в церковной жизни. Многие из них бы­ли найдены в ризницах соборов, из­ве­стен один змеевик, врезанный в центр хра­мо­­вой иконы, другой – употреблявшийся в ка­че­стве панагии. Бытование этих предметов в Церкви повлияло на существенное изменение их формы и содержания, оставляя неизмен­ным их защитную функцию.

     

    Если в древних змеевиках про­сматривался смысловой дуализм и даже воз­никал соблазн восприятия хрис­тианского образа магически, то в дальнейшем, особенно в издели­ях киотчатой формы, канонические сюже­ты стали доминировать, ком­позиция «змеи­ное гнездо», уйдя на периферию, могла дополнять­ся образами святых демонобор­цев и сама изменялась так, чтобы отражать христианскую идею ­по­беды над злом.

     

    Необходимо пояснить прин­ципиаль­ную разницу языческого и христианского мировоззрений по во­просу защиты жизни и здоровья человека. Языческий подход основан на магизме, что подразумевает подчинение человеку каких-либо духов (лучше позлее и посильнее) и использование их силы в своих прагматичных целях.

     

    В амулетах это осуществляется посредством как бы пленения духа, символически выражаемого заключением его образа в круг, надписанием его тайного имени или магического заклятия. На самом же деле происходит обратное. Человек подчиняется лукавому духу и за это может получать от него временные подачки.

     

    В христианстве защита дается толь­ко от Бога, через соединение с Ним, что возможно только бла­годаря молитве и борьбе со свои­ми грехами – духовной брани «против духов злобы поднебесных». Поэтому христианские апотропеи – это прежде всего моленные иконы Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери и иконы, показывающие по­беду Спасителя над адом и сатаной, а также победу святых над лукавыми демонами. И, конечно, главнейшей защитой христианина являет­ся образ Креста Господня, как главного оружия Его победы.

     

    При создании нашего складня мы старались следовать вышеназванным хри­стианским принципам. Лицевая сторона складня представляет собой врата, со всей их многозначной символикой. Это Царские врата алтар­ной преграды, вход в Цар­ство Небесное и символ самого Христа, согласно евангельской фразе: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10.9). Последнее значение усиливается орна­мен­том из вью­щейся лозы, также являющейся символом Христа. Ког­­­да складень находится у нас на груди, его закрытые створки символизируют затворенные для злых духов двери нашей души, охраняемые Нерукотворным Обра­зом, находящимся на оглавии, по подобию неприступных врат Эдессы.

     

    Внутри складень представляет собой трехчастную моленную икону. Открыв его створки, мы оказываемся пред образом Богородицы «Знаме­ние», помещенным на среднике, и невольно вспоминаем слова Акафиста, дополняющие символику врат такими эпитетами Божией Матери, как «райских дверей отверзения», «честного таинства двери» и «дверь спасения».

     

    Иконография «Знамения» очень древняя, но окончательно сформи­рова­лась в XI–XII вв.

     

    Она являет знамение нашего спасения – круглый медальон со Спасом Еммануилом в лоне Божией Матери, согласно пророчеству Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7.14). В этой иконе прослеживается древняя традиция изображения портретов императоров на круглом щитке, который носился на груди высших чиновников.

     

    В Византии такой образ Богоматери, поясной или в полный рост, назывался Панагия (Всесвятая). Он непременно присутствовал на артосных (артос – освященный хлеб) панагиях, где, по словам Н.П. Кондакова, «Богородица, поднимая руки вместе с образом Еммануила, заменившего собою пасхального Агнца, как живой образ артоса, совершает здесь такое же возношение артоса, какое установлено известным обрядом «возношение панагии»…». Иконы аналогичного извода в полный рост, связанные с почитанием ризы Богоматери во Влахернах, именовались «Эпискепсис» (Заступница, Защитница, Покровительница). Только на Руси такая иконография в поясном варианте получила имя «Знамение Божией Матери», сохранив смысловые значения византийских наименований. Исторически эта икона была связана с Новгородом, являясь его покровительницей. Она защищала город от нашествий и бедствий, творя многочисленные чудеса (знамения).

     

    В нашей работе мы использовали иконографию прославленного новгородского чудотворного образа. На боковых створках изображены: вверху – образы предстоящих Богородице Архангелов, а внизу – прославленных святых, защитников Церкви и всех христиан – святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. К этим святым мы чаще всего обращаемся с молитвами о защите и помощи во всех житейских нуждах.

     

    Оборотная сторона складня повторяет геометрические формы упомянутых киотных змеевиков, с той существенной разницей, что традиционная змеиная композиция в круге заменена образом процветшего Креста Господня. Тем самым идея защиты, присутствующая в древних змеевиках, получает новое христианское звучание. Попытки такой замены происходили и в древности, но не получили дальнейшего развития. Известен новгородский змеевик XII в., где на месте сглаженной змеевидной композиции выгравирован процветший крест.

     

    Интересно отметить, что в изображениях процветшего креста прослеживается связь с образом змея. Это наиболее ярко видно в многочисленных греческих резных крестах XV–XVII вв. Древние изображения змея, поверженного Крестом, трансформировались в них в орнаментальные мотивы змей, исходящие от основания креста как цветущие побеги и показывающие его как Древо жизни. Тем самым символически утверждается и победа над адом, и насаждение вечной жизни.

     

    Наличие образа Креста радикально изменяет символическое прочтение традиционных геометрических форм змеевиков. Круг перестает быть символом пленения «змеиного гнезда», а становится символом вечности и славы Господа. Соеди­няясь с формой квадрата, несущего земиную символику, он как бы раскрывает наш земной мир для Царствия Небесного. Эта идея связи земного и небесного присутствует в структуре храма, когда кубическая форма основы здания соединяется со сферой купола. Как раз символику храма и выражают изделия киотчатой формы.

     

    Завершают композицию складня как моленного и защитного образа заклю­чительные слова молитвы Кресту, размещенные на свободном поле квадрата: О пречеcтный и животворящий креcте Господень, помогай мне со святою Госпожой Девою Богородицей, и со всеми святыми во веки. Аминь

     

  1 2 3  4 ...  145  
Он лайн Консультант