-
Севастийские мученики2009, техника: золочение, темпера яичная
материал: дерево, пигменты натуральные
26.5 х 20.5 см., Арт. 2111
В 1170 году, во времена тяжких междоусобиц, на Новгородскую землю двинулись объединенные полки русских удельных князей, чтобы покорить город. Святой архиепископ Иоанн, молившийся пред образом Спасителя, услышал глас :«Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных».
Совершив молебен, архиепископ Иоанн в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ, то одна из стрел попала в святой лик иконы. И обратилась икона лицом к городу, и святые слезы потекли из глаз ее…Этим чудотворным образом осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города.В тот же миг непонятный страх овладел нападающими, и новгородцы преследовали обратившегося в бегство неприятеля..
Совершив молебен, архиепископ Иоанн в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ, то одна из стрел попала в святой лик иконы. И обратилась икона лицом к городу, и святые слезы потекли из глаз ее…Этим чудотворным образом осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города.В тот же миг непонятный страх овладел нападающими, и новгородцы преследовали обратившегося в бегство неприятеля..
Богоматерь, изображенная в полный рост с воздетыми в молении руками и Богомладенцем в центре иконы именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая». Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в русской иконописи получили название «Знамение».
Уникальность данной иконы заключена в том, что она совмещает в себе несколько техник : основная часть выполнена в технике резьбы по дереву, лик Богородицы и младенца Иисуса – росписи темперой по плоскости, а кисти рук (символ молитвы) выполнены в технике росписи темперой по объему. Такой прием позволяет подчеркнуть выразительность образа. По полям начертана молитва Божьей Матери «Достойно есть…»
На Русь резная икона пришла в XI веке из Византии, и первоначально ее делали из мягких пород камня. Обилие резцового материала — дерева, народные традиции резьбы обусловили широкое распространение резной иконы на Руси. К XVI–XVII векам относится период широкого распространения резной пластики в России. Серьезный удар по «рези на дереве» был нанесен церковным расколом XVII века; последовало изгнание из храмов резных икон. Но строгие запреты не могли уничтожить глубокие народные традиции в изготовлении православной деревянной скульптуры и рельефной иконописи. Центрами резного и позолотного мастерства в разное время были: Киево- Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский, Михаило-Архангельский и Свято-Озерский Валдайский монастыри. Искусство резной иконы, прошедшее через века, сегодня возрождается вновь.