-
Выставка старообрядческого лубка в Музее истории религии (СПб)
На выставке, открывшейся 15 апреля 2013 г., представлено принадлежащее Музею истории религии уникальное собрание старообрядческого рисованного лубка XVIII–XIX вв. В состав экспозиции также вошли старообрядческие рукописные книги, иконы поморского письма, предметы декоративно-прикладного искусства: медное литье, резьба по дереву, шитье – более 100 экспонатов представляющих религиозные традиции и культуру старообрядчества.
Основу музейного собрания старообрядческих лубков составляют памятники, поступившие в музей в 1939 г. из коллекции В.Г. Дружинина - известного исследователя старообрядчества. Дружинин, по существу, стал первым, кто сумел увидеть в изделиях отдаленных северных скитов произведения искусства, составляющие неотъемлемую часть отечественной материальной культуры.
Большинство представленных на выставке произведений - работы мастеров одного из крупнейших центров старообрядцев-беспоповцев Выговской поморской пустыни. Возникший на рубеже XVII-XVIII вв., монастырь стал идейным и культурным центром старообрядцев поморского согласия – «поморским Иерусалимом». Здесь в первой четверти XVIII в. зародилось искусство рисованного лубка.
Возникновение этого своеобразного вида народного творчества было связано с настоятельной потребностью идеологов старообрядчества в популяризации идей и сюжетов, обосновывавших приверженность «древлему благочестию». Потребность в наглядной апологии способствовали поискам соответствующей формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы, которые отвечали этим требованиям – лубочные картинки, соединявшие на одном листе текст и изображение, слово и образ.
Поскольку техника печатного лубка была для старообрядцев недоступна вплоть до начала XX в., то в их среде стало развиваться искусство рисованных картинок. Их обычно вешали на стенах домов или молелен.
Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Художники работали жидкой темперой по предварительно нанесенному легкому карандашному рисунку. Тематика рисованных картинок, представленных на выставке, весьма разнообразна. Среди них есть портреты настоятелей Выговской обители, иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопения, настенные календари-святцы. Искусство рисованного лубка в историко-культурологическом аспекте стоит в одном ряду с такими видами народного творчества, как гравированный лубок, книжная миниатюра, роспись по дереву.
В состав выставки вошли шедевры музейного собрания – лубки, созданные на Выге в 1800-х – 1830-х гг., когда искусство рисованных картинок достигло наивысшего расцвета – и другие уникальные памятники старообрядческой культуры.
В их числе – живописное полотно неизвестного художника «Спор о вере». Картина создана на основе аналогичного лубочного рисунка, изображающего отличия в обрядах между старообрядцами и «никонианами».
До 30 апреля в Читальном зале Научной библиотеки ГМИР открыта книжная выставка "Старообрядцы".
На выставке представлены книги и альбомы, рассказывающие об истории старообрядчества. Отдельные витрины посвящены истории старообрядчества в России, сборникам законов о расколе и сектантах, начиная со времен Петра Великого и до начала ХХ века, дореволюционные учебные издания для старообрядческих школ и библиография по раскольничеству, а также экспонируются богато иллюстрированные издания древностей и духовных святынь старообрядчества и периодические издания и календари. Книжная выставка сопровождается показом гравюр с изображениями различных костюмов старообрядцев из издания 1795 года.
20 апреля, 11.00-17.00. День старообрядческой культуры.
23 апреля, 19.00. Экскурсия-лекция «Слово и образ: старообрядческий рисованный лубок».
Информация с сайта www.gmir.ru
-
Комментариев нет.Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.Вы можете войти через: