• Выставка "Шедевры русской иконописи 16-18 веков" в Ульяновске









    18 июня в Ульяновском областном художественном музее состоялось открытие выставки «Шедевры русской иконописи 16-18 веков», посвященной 1150-летию славянской письменности и 1025-летию крещения Руси.

    На выставке экспонируются лучшие произведения из собрания музея и частных коллекций Игоря Боркова (Ульяновск) и Андрея Кирикова (Москва), представляющие икону выразительницей духовных чаяний русского народа. Её образы хрупки, чисты, полны надежды и подспудно противостоят темным силам зла, которые порою также изображаются и в виде дьявола.

    Представлены различные регионы, школы, направления. К 16 веку относятся иконы традиционного письма «Александр Ошевенский» (Каргополь) и «Богоматерь Владимирская» (Суздаль). Для икон 17 века «Богоматерь не рыдай Мене Мати», «Богоматерь Федоровская» (Москва), «Избранные святые перед иконой Богоматерь Владимирская» (Ярославль) характерно «живоподобное» письмо школы Оружейной палаты. В каргопольской иконе 17 века «Образ святых пустынножителей» вводятся элементы реалистического пейзажа.

    В 18 веке с одной стороны сохраняется традиционное письмо («Деисус», «Харлампий, Варвара, Садоф»), особенно характерное для иконописи старообрядцев («Богоматерь Печерская», «Усекновение главы Иоанна Предтечи»). С другой стороны развивается техника «живоподобного» письма, когда лики становятся все реальнее, объемнее и светлее при сохраненной уплощенности одежд; вместо золотых фонов вводятся серовато- зеленые, синие, создающие иллюзию свето-воздушной среды («Распятие», «Пророк Иона», «Пророк Иезекииль»). В «Воскресении Христовом с праздниками» и в «Вознесении» явно влияние стиля барокко.

    С конца 18 в. появляются иконы в стиле классицизма («Мученик воевода Афтий»). Ярко проявились региональные особенности северных мастеров. В карельском «Апостоле Павле» это глухая зеленовато-коричневая гамма. В работах вологодских и великоустюжских мастеров - выразительная сочная пластика ликов, декоративность одежд («Апостол Андрей», «Пророк Иоиль», «Пророк Соломон»).

    Ряд икон связан с новациями в иконостасах. В 18 веке под местным рядом появляется подместный (цокольный) ряд, состав которого определялся заказчиком иконостаса. Из него происходят иконы «Искушение Христа» и «Притча о сеятеле». Другая особенность иконостасов 18 в. – объединение на одной доске святых апостольского и пророческого рядов («Апостол Иаков и пророк Иов»).

    Особо выделяются иконы Симбирской губернии. Это «Богоматерь всех скорбящих радость» из села Барышская Слобода, «Иконостас» из Мелекеса, «Богоматерь Федоровская» - список 18 в. с чудотворной иконы Сызранского Вознесенского монастыря, и знаменитая «Парсуна Марфы Собакиной» из села Собакино.

    информация с museum.ru

     

  • Комментариев нет.
    Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
    Вы можете войти через:
    Логин
    Пароль
    Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
    Имя:
    Фамилия:
    E-mail:
    Логин:
    Пароль:
    Повторите пароль:
    Введите код с картинки:
    * На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.