-
Выставка "Романовские письма" в Москве
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Российская академия художеств представляют выставку «РОМАНОВСКИЕ ПИСЬМА»
Открытие выставки состоится 31 мая 2013 года в 18:00 в Галерее искусств Зураба Церетели (Пречистенка, 19)
Впервые в Москве представлены уникальные творения иконописцев-староверов, живших в небольшом городке Романове-Борисоглебске (ныне Тутаеве) Ярославской губернии. Экспозиция включает около 70 икон и 20 иконных образцов из музейных, церковных и частных собраний Москвы, Ярославля, Рыбинска, Тутаева, Череповца.
Исключительной красоты иконы «романовских писем» были впервые открыты еще в дореволюцинное время академиком Николаем Лихачевым, затем последовала долгая полоса забвения. Лишь в последние два десятилетия, начиная с 1990-х годов, к ним возродился научный интерес исследователей.
Феномен «романовской иконы» заключается в том, что среди преобладания в церковном искусстве России XVIII-XIX веков европейской традиции и отхода от канонов, романовским иконописцам удалось сохранить достижения ярославских, костромских и царских мастеров XVII века. Роль «романовской иконы» в русской иконописи этого периода столь же велика, как и роль знаменитых палехских писем.
Расцвет иконописания в Романове-Борисоглебске пришелся на конец XVIII-первую треть XIX столетий. Этим временем датируются почти все иконы, представленные на выставке. Мастера-старообрядцы бережно хранили и передавали по наследству коллекции прорисей с икон – контурных рисунков сюжетов. Во многом благодаря этому традиция романовского иконописания сохранилась в неприкосновенности, не подвергшись иным влияниям.
На настоящий момент известны пять икон, подписанных ведущим романовским мастером Максимом Федоровичем Архиповским-Агаповым (1784-1845). На выставке можно видеть шедевры его кисти: «Священномученик Афиноген, в житии» 1824 года из храма святителя Николая в Толмачах, «Иоанн Богослов в молчании» около 1826 года и «Благовещение» начала XIX века из собрания И.В. Арсеньева, «Архангел Михаил, святитель Леонтий Ростовский и преподобный Иоанн Кущник» 1830-х годов из собрания Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Икона Дмитрия Михайловича Козлинского «Спас Нерукотворный, с избранными святыми на полях» первой трети XIX века из собрания А.В. Анисимовой также представлена на выставке. Пример долгой жизни романовской традиции письма на выставке – икона Богоматери «Прибавление ума» 1888 года с подписью Алексея Ивановича Захарикова из собрания Ярославского музея-заповедника. Однако большинство икон на выставке не имеют ни подписей мастеров и авторских датировок. Но все их объединяет стилевая близость к известным бесспорным эталонам.
Романовские иконы в основном предназначались для богатых заказчиков, знатоков и ценителей этого элитарно-рафинированного письма. Характерной особенностью является виртуозность традиционного рисунка, а также приверженность к четкой геометрии форм, требующая безошибочной точности всех приемов письма. Иконы романовской традиции отличает особая теплота колорита, основанная на вариациях оттенков травянисто-зеленого, малинового и нежно-розового. Мастера-иконописцы большое внимание уделяли декоративному оформлению произведений, украшая иконы богатым растительным орнаментом.
Выставка «Романовские письма». Старообрядческая иконопись Ярославской провинции XVIII-XIX веков из музейных и частных собраний» призвана во всем великолепии показать эту уникальную самобытную традицию, имеющую поистине общероссийское значение.
Выставка открыта до 11 августа 2013 года.
Информация с сайта http://www.ais-aica.ru/
-
Комментариев нет.Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.Вы можете войти через: