-
О "прекрасном" и "безобразном". Роспись храма Иоанна Богослова в Духовной Академии Петербурга
Возвращаясь к вопросу уже поднятому ранее И.К. Языковой «Надо ли восстанавливать как было» хочется упомянуть об одном из случаев, что проходят незаметно, ограничиваясь краткими упоминаниями, но являют печальные примеры болезненного состояния современного иконописания, в данном случае – отношения к нему со стороны церковных властей.
История эта такова:
Иоанно-Богословская церковь исторически относилась к Санкт-Петербургской духовной семинарии, которая, согласно воле императора Николая I, обрела свое нынешнее здание в середине XIX века. Проект здания в стиле классицизма с домовой церковью составил синодальный архитектор, академик Аполлон Федосеевич Щедрин. Церковь совместили с актовым залом, отделив алтарь подвижной перегородкой. В 1841 году освящение храма совершил Преосвященный Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, уже при новом ректоре семинарии архимандрите Феогносте (Лебедеве).
После празднования 75-летия семинарии в 1884 году была осуществлена реконструкция здания. В 1886–1887 гг. по проекту архитектора Синода Н.Н. Маркова по центральной оси был пристроен со двора трехэтажный объём с наружной отделкой в русском стиле. В его верхний этаж перенесли храм. Из прежнего помещения, в котором остался актовый зал, перенесли барельефы работы скульптора В.И. Демут-Малиновского и иконостас. Академик живописи П.С. Шильцов к ноябрю 1890 г. написал для дополнительной части иконостаса восемь икон, а также расписал плафон над алтарем. Церковь была закрыта вместе с Духовной семинарией в 1918 г. и полностью утратила внутреннее убранство и завершения.
При возрождении духовных школ храм был освящен 8 октября 1946 года на прежнем месте и вновь расписан в расписан в стиле, синтезирующем барокко и классицизм, внутреннее убранство было собранно из разных церквей.
В 2004 году по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и ректора СПбДА архиепископа Тихвинского Константина (Горянова) был проведен капитальный ремонт храма и принято решение о росписи храма в византинизирующей традиции. По благословению Святейшего, при участии Владыки Константина начались работы по устройству полноправного подразделения Духовных школ – иконописной школы при академии и семинарии, впоследствии – иконописного отделения СПбПДА.
Согласно «Краткому отчету ныне Епископа Новогрудского и Лидского Константина (Горянова) о проделанной в СПбДА работе с 1996 по 2008 гг.», в течение года в храме: полностью сбита старая штукатурка, укреплены стены и межэтажное перекрытие. Старые деревянные полусгнившие окна заменены на металлопластиковые стеклопакеты, произведён монтаж систем отопления и электроснабжения, установлены новые двери и подоконники, настелен новый пол, заменена кровля на храме. Завершены работы по благоустройству академического храма после капитального ремонта: настелен новый паркетный пол; обновлены мебель и ризница алтаря, осуществлена роспись алтаря, потолка и восточной стены общей площадью 435 м2.
Конкурс на этот проект выиграла мастерская под руководством Московского иконописца Алексея Яблочкина (впоследствии его заменил Алексей Козлов). В росписи принимали участие иконописцы Яков Прокофьев, Алексей Козлов, Илья Терентьев, Сергей Волошин, Евгений Сироштан, Евгения Байкова и др. Работу иконописцев негласно курировала мастерская Иоанна Богослова в Башне Александро-Невской Лавры.
Проект, выполняемый без форэскизов, предполагал ориентацию на стилистику раннехристианских росписей (в притворе, неосуществлены), использование античной орнаментики, византийского стиля XII века. Барочный иконостас планировалось сменить на более соответствующий росписи.
Были выполнены росписи в алтаре (Сошествие святого Духа на Апостолов, Евхаристия, святители в медальонах, ростовые фигуры избранных святых), плафон (Двунадесятые праздники, Евангельские сюжеты, Евангелисты, святые в медальонах). Ниже, на уровне окон, предполагался житийный цикл св. Иоанна Богослова и роспись под мрамор. В барочный иконостас были временно помещены современные иконы.
В 2006 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил малое освящение академического храма, а 4 октября 2008 г. ректор СПбДА архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) освятил престол и храм.
Завершение работы не укладывалось в (как это обычно бывает) жестко поставленные сроки, среди выпускников Академии возникало недовольство новой росписью, и, наконец, «посещая Санкт-Петербург в 2009 году, Его Святейшество Патриарх Кирилл изъявил желание вернуть исторический облик академическому храму, с которым связаны его студенческие годы и десять лет ректорского служения» - сообщает Православие.ру.
Так, с 2009 г. по благословению нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, бывшего ректором ЛДА в 1974-1984 гг., при новом ректоре, епископе Гатчинском Амвросии (Ермакове), при поддержке заведующего иконописным отделением СПбДА игумена Александра (Федорова) началось воссоздание художественного убранства храма. Проект, представленный Его Святейшеству ректором Духовной академии, был разработан весной 2009 г. мастерской «Образ» под руководством А.А. Бурлакова и К.В. Яковлева, художественный надзор осуществлял епископ Гатчинский Амвросий, научно-архитектурное консультирование – автор иконографической программы, председатель Архитектурно-художественной комиссии Санкт-Петербургской епархии, профессор игумен Александр (Федоров). Концепция работ по воссозданию убранства храма состояла в максимальном приближении к исторической стилистике, композиции и колориту, при наличии новой иконографической программы. Помимо росписей храма, по аналогам созданы гипсовая лепнина, окна с витражами оригинальной конструкции, киоты, аналои и мебель для алтаря в ампирном стиле.
К маю 2010 г. роспись сводчатого потолка храма была завершена, епископ Амвросий совершил освящение новых росписей алтаря, выполненных на холстах, наклеенных на стены, после чего были завершены росписи основного объема и притвора (информация с www.spbda.ru).
После Литургии и молебна на обновление храма святого Иоанна Богослова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, отрывок из которого мы процитируем: «Я с особым чувством совершил сегодня освящение этого возрожденного храма. Действительно, его нынешний интерьер очень напоминает тот, что был на протяжении большей части 65-ти лет — с тех пор, когда здесь возродилась духовная школа. Мудрые люди взяли на себя ответственность по восстановлению этого храма в послевоенное время, и потому интерьер был украшен в соответствии со стилем здания, в соответствии с петербургскими традициями, — так он и просуществовал до самого недавнего времени.
Я рад, что усилиями владыки ректора, благодаря замечательном вкладу наших благодетелей, которые сегодня здесь присутствуют, храм приобрел свой первоначальный вид. Я бы сказал даже, что он восстановлен в стилистике первоначального замысла, но, конечно, на качественно ином уровне. Внутренняя роспись, соответствующая стилю здания и стилю Санкт-Петербурга, является действительно замечательным произведением наших современных художников.
Очень важно, чтобы внешняя красота, внешняя гармония присутствовала в жизни людей, особенно молодых, детей, юношества, потому что гармония формирует человеческую личность. Никогда нельзя пренебрегать эстетическим началом в жизни человека. Мы знаем, что безобразие, которое повсеместно проявляло себя на протяжении многих десятилетий в облике наших городов и сел, в порушенной самобытной красоте России, отразилось и на формировании психологии и мировоззрения людей. Сейчас наступило время менять эту психологию и это мировоззрение. Над этим работает Церковь, для этого напрягают силы мыслящие люди нашего общества, пытаясь сделать что-то, что помогло бы нашему народу возродиться. И в этом процессе возрождения очень важную роль играет эстетика, потому что красота, как я уже сказал, формирует внутреннее состояние человека, а безобразие раскрепощает инстинкты, превращая человека из созидателя в разрушителя. Вот почему я всегда придаю большое значение также внешней красоте храмов, монастырей, мест обитания студентов богословия, духовенства, монашествующих. С радостью в сердце я отмечаю положительные перемены в жизни наших городов и сел и со скорбью свидетельствую о том, что еще сохраняются многие раны прошлого, в том числе в видимом отсутствии гармонии и красоты человеческой жизни.
Поэтому то, что Вы сделали, владыка, имеет не только внешнее значение. Нельзя внешнее отрывать от внутреннего — это одно поле, которое человек вспахивает всю свою жизнь. Внешнее должно помогать внутреннему, а внутреннее должно формировать внешнее».
Так торжественно завершилась это история. Информация в СМИ об этом событии ограничивается единой фразой: «Начатая к тому времени роспись в стиле, приближенном к византийскому, не соответствовала архитектуре храма, его внутреннему убранству и исторически сложившемуся облику». Попытка привести стенопись храма к духовным основам христианства сохранилась только на нечетких фотографиях.
Эта роспись, выдержанная по стилю и колориту, со своими минусами и недостатками, в целом была очень хорошим образцом современного иконотворчества, ориентированного на лучшие традиции раннего и средневекового церковного искусства.
Действительно, академическая живопись считается более подходящей к этой архитектуре. Но Литургия не должна равняться на фасады зданий, иначе говоря, при украшении храма не должно быть светского формального подхода. Византийская стилистика со строгой орнаментикой смотрелась уместно в этом пространстве. Тем удивительнее кажется небрежение традиционной росписью в стенах, где действует иконописное отделение и возрождается древнее каноническое иконописание.
В заключении следует заметить, что вопрос стиля в отношении этого случая не ставится, и речь идет не о разнице вкуса, а об ориентирах современного церковного искусства. Как то, что происходит сейчас, соответствует основам нашей веры и почему поиск духовной истины, к которой относится иконописание (которое является неотъемлемой частью богословия), подменяется поиском внешнего, эстетического, гармоничного. Вместо робких попыток в осмыслении важных задач, которые лежат на церковном искусстве, нам предлагается светское стилевое единообразие. В этом случае, когда важным является внешне прекрасное, эстетическое, историческое становится понятной реконструкция церковного памятника, носящая светский характер. Намеренное введение академической живописи, которая в рамках церковного искусства становится мертвой, влечет за собой долгосрочные последствия. Они постепенно могут выразиться и в церковном пении, которое, вслед за убранством храма, подстраивающимся под фасады, будет равняться не на знаменные распевы, а на более подходящие к академическому выхолощенному искусству мотивы.
Какую эстетику предлагают нам, к чему идет современное церковное искусство, и как можно относиться к тому, что сбивают со стен храма результаты духовных поисков того, к чему мы так искренне стремимся? Почему внешнее подчиняет внутреннее и становится более важным? Почему в стенах Духовной Академии, взращивающей новых пастырей, воспитание их строится на салонной прозападной живописи? И, наконец, как соотносятся слова Святейшего о безобразном в контексте уничтожения росписей, немногочисленные фотографии которой мы представляем.
РОСПИСЬ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА СБИТАЯ РОСПИСЬ 2004-2009 гг. СОВРЕМЕННАЯ РОСПИСЬ ХРАМА -
Комментариев нет.Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.Вы можете войти через: