• Новый крест мастерских Юрия Федорова









    Четырехконечный нательный крест греческих пропорций с подвижным оглавием выполнен в технике выемчатой многоцветной горячей эмали. Его форма восходит к византийским крестам с расширяющимися от центра балками, с каплевидными отростками на краях и кругами посредине окончания балок. Особенностью формы нашего креста является то, что подчиняясь иконографической композиции, балки креста приняли очертания ангельских существ – символов четырех евангелистов.

    Выбранная иконографическая композиция лицевой стороны креста, где в центральном круге помещен образ Спасителя, а на четырех балках креста – символы евангелистов, часто встречались на византийских и древнерусских крестах. Особенно любим был этот сюжет в европейскои церковном искусстве раннего средневековья. Кроме крестов, он широко присутствовал на миниатюрах рукописей, окладах Евангелий, и в росписях и мозаиках соборов. Благодаря космической символике подобные композиции украшали купола многих византийских храмов.

    Истоки символизма такой иконографии мы находим в книге пророка Иезекииля (1,4-26) и в откровении Иоанна Богослова (4, 6-7), где описаны четыре фантастических крылатых существа подобных льву, тельцу, человеку и орлу, окружавших престол Вседержителя. У Иезекииля они сливаются в один четырехликий образ, называемый тетраморфом. В Библии эти «четыре животных» олицетворяли Славу Божию и Волю Божию, исходящую на четыре стороны света. В христианской традиции они очень скоро стали ассоциироваться с четырьмя Евангелистами, т.к. их число – четыре также было связано с четырьмя сторонами света и показывало вселенскость и полноту христианского учения. По словам святого Иринея Лионского (II в.): «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо как четыре есть стороны света, в котором м живем, и четыре главных ветра, и так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви есть Евангелие и Дух Жизни, то подлежит ей иметь четыре столпа».

    Данный крест, как и все равноконечные кресты, а благодаря выбранной иконографии еще и в большей степени, представляет модель мира, созданного и упорядоченного Господом, который и Сам воспринял тварную плоть, состоящую из четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Известно, что «четырем животным» в ревности приписывалась и символика четырех элементов (стихий). Так, у блаженного Иеронима (IV век) лев символизирует огонь, орел – воду, человек – воздух, телец – землю.

    Четыре крылатых символа, исходя от центра, образуют четыре балки креста – Новый Христов мир, пронизанный Божией энергией, и в то же время служат его хранителями, каждой из четырех частей света. Чтобы не смущаться перевернутостью некоторых изображений, заметим, что композиции, подобные этой, нельзя воспринимать по направлениям верх – низ, лево – право, а только как восток – запад, север – юг, аналогично композициям куполов храма.  Современной церковной практике, как православной, так и католической, символы евангелистов распределяются согласно блаженному Иерониму (IV век) следующим образом: человек – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн. В древности допускались и другие распределения символов, т.к. догматического значения этот вопрос не имел. Отцы Церкви давали Тетраморфу и другие толкования. Так, Ефрем Сирин и Григорий Великий рассматривали его как символ самого Христа в различные фазы жизни: при рождении он человек, при смерти – жертвенный бык, при воскресении – лев, при вознесении – орел.

    Оборотная сторона креста имеет сходную с лицевой космологическую символику, в центре расположен круг с четырехконечным крестом и надписями  IC XC HIKA (Иисус Христос побеждает).

    На концах балок креста расположены меньшие круги с аналогичными крестами. Тем самым передается модель нового Христова мира – Нового Иерусалима. Для передачи неземного характера изображаемого выбран многоцветный ступенчатый орнамент «городки», заполняющий свободное поле балок креста. Его строгая геометричность сознательно вступает в некоторое противоречие с плавными изгибами балок, являясь художественной аналогией антиномичному вербальному описанию Небесного Иерусалима Иоанном богословом. Принцип антиномии часто используется в богословии, в догматах Церкви. Так как церковное искусство – это богословие, не только в образах, формах и красках, то принцип антиномии в нем также широко используется, развивая способность разума «возвышаться от дольнего к горнему».

     

    Ю. Федоров (с)

     

  • Комментариев нет.
    Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
    Вы можете войти через:
    Логин
    Пароль
    Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
    Имя:
    Фамилия:
    E-mail:
    Логин:
    Пароль:
    Повторите пароль:
    Введите код с картинки:
    * На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.