• Новое изделие торгового дома Юрия Федорова: Перстень-ключ «Покаяние»









    Перстень возрождает давно забытую форму небольшой группы перстней, называемых key-ring (перстень-ключ) и бытовавших во 2 – 4 веках в Римской империи и Византии.

    Римский историк Тацит (†117) упоминает, что римляне носили на мизинце кольцо с ключом и печатью. Естественно, что ключ, оказавшись на перстне, помимо своего прямого назначения, невольно становился украшением. Ко второму веку эстетическая функция ключа-перстня стала основной и выступающая вперед от щитка перстня деталь различной формы, ранее служившая ключом, стала декоративным элементом, оставив за собой лишь символическое значение ключа, но уже не от материальных ценностей. Почти всегда на таких перстнях имелись надписи с различными добрыми пожеланиями, чаще всего это были пожелания счастья. По сути key-ring и символизировал ключ от счастья. Христиане, оставляя традиционные надписи, часто дополняли их христианскими символами, тем самым, внося дополнительный духовный смысл.

    Размышляя о христианском символизме ключа, неизбежно возникает вопрос: «Какую главную дверь он должен открывать?». В первую очередь возникает образ Царства Небесного, ключом от которого, по словам св.Андрея Критского, является Крест. Но ключи от Царства Небесного даны апостолу Петру (Мф.16.19), и апостолам, а через них священству дано право в таинстве Покаяния разрешать от грехов. Таким образом, главным является покаяние, возникающее из сознания своей греховности. Именно к покаянию призывал в первой своей проповеди Иисус Христос, а перед Ним, Иоанн Предтеча, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.4.17,3.2). Покаяться – не  просто рассказать о своих грехах. Покаяние по гречески – μετάνοια, буквально – изменение ума, сознания, т.е. это полное отрешение от осознанных грехов. Естественно, что такое радикальное изменение может произойти только с Божией помощью. Поэтому на шинке нашего перстня помещается слова покаянной песни, которую Церковь поет от недели мытаря и фарисея до пятой недели Великого поста: Ïîêàÿ1íbÿ oâå1ðçè ìè3 äâå1ðè,æèçíîäà1â÷å. В ней мы просим Господа – Подателя жизни открыть нам двери к Покаянию, тем самым оживить нас. Т.к. только через эти двери мы сможем оказаться у дверей Царства Небесного, ибо по словам св.Иоанна Дамаскина, покаяние это «спасительный трепет души перед вратами Царства». Помогают восприятию покаяния как оживления вьющийся растительный орнамент, обрамляющий текст молитвы и два процветших креста в клеймах, отделяющих щиток от шинки перстня.

    На щитке в арках разделенных витыми колоннами изображены как в сцене Воскресения коленопреклоненные Адам и Ева. Принося своё покаяние ко Господу, прародители олицетворяют собой всё грешное и кающееся человечество, ради спасения которого и была совершена Крестная жертва Спасителя. Центральная арка с образом Креста между Адамом и Евой обозначает «дверь покаяния», а в контексте иконографической композиции Воскресения является и символом Христа, что согласуется с евангельскими словами: «Я есмь дверь: кто войдет мною, тот спасется» (Ин.10.9).

    И конечно, роль символического ключа выполняет образ Креста Господня, установленный на щитке перстня как на пьедестале. Это процветший крест греческих пропорций с расширяющимися концами и дугой осеняющей вершину креста и знаменующей небесную сферу. Такой образ показывает животворящую силу Креста Господня и утверждает его победу и Воскресение во вселенском масштабе.

    © Ю.Федоров.2011

  • Комментариев нет.
    Чтобы оставить комментарий, нужно войти на сайт.
    Вы можете войти через:
    Логин
    Пароль
    Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите
    Имя:
    Фамилия:
    E-mail:
    Логин:
    Пароль:
    Повторите пароль:
    Введите код с картинки:
    * На указанный E-mail будут высланы Ваши логин и пароль.