Название минерала «азурит» созвучно названию близкого минерала «лазурит». Вероятно, слово «лазурит» имеет персидские корни и происходит от слова «ладжвард», что переводится как «лазурно-синий», «голубой». Французский минеролог Ф. Бедан в 1842 году окончательно закрепил за данным элементом название «азурит» (от фр. «azur» - «лазурь», «синева»).
Другие названия:
Бергблау, горная синь, голубец, медная лазурь, английская синяя, веницейский голубец, Azzuro della Magna, шессилит (назван по основному месторождению в местечке Шесси во Франции).
Состав:
Cu3(СО3)2(ОН)2
Минерал.
Класс соединения: карбонаты
Основной цвет: синий (обуславливается наличием меди)
Характеристики:
Тип – водный карбонат меди
Кроющая способность: n = 1,76 – 1,83
Твердость: 3,5 - 4 хрупкий
Плотность: 3,77 – 3,88 г/см3.
Часто образует соединения с малахитом – азурмалахит.
История:
Краски, изготовленные на основе азурита, пользовались большой популярностью у европейских художников XV - середины XVII в. Данный пигмент не требовал таких затрат сил и времени на обогащение, как лазурит, однако давал прекрасный синий цвет. В основном краски на основе азурита использовались для фресковой живописи.
Месторождение:
США (Меднорудные районы): Бисби (штат Аризона), Келли (штат Нью-Мексико). Россия: Змеиногорское, Алтай (Колывань), Урал (Нижний Тагил), Западная и Восточная Сибирь. Центр. и Вост. Казахстан. Германия: Валлерфанген (Саар), Метерних (Эйфель), Кальв (Баден). Африка (Заир, Намибия). Австралия (Бурра, Броккен-Хилл). Эквоториальная Гвинея. Сев. Синай. Венгрия. Шесси близ Лиона во Франции, Копиано в Чили.
Применение:
Азурит готовят, перетирая до мелкодисперсного состояния, и промывют его щелочью (водным раствором поташа). Не рекомендуется использовать во фреске, где он под действием щелочных реакций преобразуется в малахит.
Поскольку минерал содержит медь, его нежелательно смешивать его с серосодержащими и кадмийсодержащими пигментами (аурипигмент, реальгар, киноварь, ультрамарин), в данных соединениях азурит темнеет. По этой причине его не замешивают на курином желтке, а используют животные и растительные клеи как связующее вещество.
Особенности:
Благодаря своему насыщенному цвету азурит популярен среди коллекционеров. Хранить его следует в темном, сухом, прохладном месте. Следует избегать контакта с кислотами, особенно с соляной (кроме намеренных случаев, напр. для диагностирования). Во влажных помещениях при взаимодействии с щелочью возможен переход в малахит – минерал, сходный по структуре. Этот переход можно наблюдать на картинах голландских живописцев и на античных фресках (синие тона изменяются на зеленые). Азурит, в атмосфере содержащей пары сероводорода, разрушается, превращаясь в грязно-серую массу. При нагревании выше 80 градусов по Цельсию, пигмент начинает чернеть. Азурит нельзя перемешивать со свинцовыми белилами и другими свинцовыми красками, а также с красками на основе кадмия. По этой причине он крайне редко применяется в масляной живописи.
Аналогичные пигменты:
Лазурит, вивианит, рибикит
Это интересно:
Все краски синих и голубых цветов на Руси назывались "голубцами". Они являлись достаточно дорогостоящими, поэтому иногда их приходилось заменять зелеными, которые приобретали на иконописных образах ту же смысловую нагрузку.
Азурит - основной карбонат меди. В XXI веке его стали получать искусственным путем и выпускать под названием: "английская горная синь", "Горная синь"…Ультрамарин, получаемый из ляпис - лазури, или лазурита - смеси натрово-глиноземистого силиката с натрово - известковым сульфатом. Минерал имеет неоднородную окраску и выход ярко синего пигмента невелик.
Как отличить натуральный пигмент от искусственного:
Отличить один пигмент от другого можно при исследовании в поляризационном микроскопе: натуральный азурит имеет вид кристаллических осколков с острыми краями, а частицы искусственного имеют форму сферолитов — шарообразных частиц. Азурит бурно растворяется в минеральных кислотах с выделением углекислого газа, что является одним из его признаков, так как среди синих пигментов это единственная углекислая соль.
Как отличить азурит от лазурита:
«…А ежели хощеши лазурь пробовать, то жги ево на жестяной доске. И ежели лазоревый хорошей цвет будет, то каждый лот по гюлдена стоит. А ежели черн будет, то оной медной лазурь, которого фунт по три гюлденна покупается.»
(статья из Лихаческого «Руководства к распознованию и обработке металлических руд и минералов» 2-я четверть XVIIIв.)
Лазурит - ярко-синий камень, который часто путают с азуритом. Азурит, как и все карбонаты и гидрокарбонаты, вступает в активную реакцию с кислотой. Если капнуть на оборотную сторону камня немного соляной кислоты, можно услышать тихое шипение и увидеть пузырьки газа. Если реакция есть, значит, это азурит. Если реакции нет, то лазурит.
Фрески Ферапонтова монастыря:
В начале 80-х гг. XX в., когда было принято решение о реставрации собора Ферапонтова монастыря, начали разрабатывать методику красочного слоя росписи Дионисия. Для этого надо было тщательно изучить технику живописи, химический состав пигментов и связующих авторского красочного слоя. Проводили исследования сотрудники Института реставрации М.М.Наумова, В.П.Голиков, С.А.Писарева и другие. Они впервые применили для изучения всех основных цветов росписи Дионисия современные приборы и методы. Для этого отобрали более 300 микропроб пигментов разных цветов и под большим увеличением определили их состав. И первый же результат привел всех в изумление. Так, синий пигмент, которым написаны все фоновые участки, оказался не лазуритом, как привыкли думать, а другим минералом – азуритом. Удивительным фактом, заслуживающим пристального внимания, является то, что фрески Дионисия не изменили своего цвета. Глубокий синий оттенок не стал зеленоватым, как, например, на античных фресках. Это свидетельствует о том, что азурит не вступил в реакцию ни с известковым слоем стен, ни с окружающей средой. Единственным объяснением этому может быть уникальный метод работы мастера. Вероятнее всего, Дионисий изолировал красочный слой азурита с обеих сторон клеевым раствором. Это сделало процесс написания фресок более трудоемким и долгосрочным, однако обеспечило поразительную сохранность живописи. Благодаря находке мастера последующие поколения смогли получить представление о первоначальном облике этих выдающихся произведений.
Источники:
«Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла а списках ХI – XIXвв.» Пушкинский фонд, Санкт-Петербург 1998г.
А. Виннер «Фресковая и темперная живопись» Искусство, Москва-Ленинград, 1948г.
А.В. Григорьев «Природные минеральные пигменты» Москва 1998г.
Ю.В. Алексеев-Алюрви «Краски старых мастеров» Москва 2004
Ю.В. Алексеев-Алюрви « Красочное сырье и краски, используемые в живописи» Москва 2004г.