• Серьги-лунницы

    Серьги-лунницы



    арт. СС 91

    техника: золочение, литье, чернение
    материал: металл серебро
    размеры: 29.1 х 42.5 см.
    вес: 9 г.
    год: 2011

    цена: 22370 руб.      

    Серьги-лунницы

    Серьги выполнены в византийской традиции VII в. и представляют собой закрепленные на кольце лунницы с ажурным вьющимся орнаментом, дополненные подвижными круглыми медальонами с образом креста.

    Традиция использования лунниц различной формы в ювелирных украшениях известна с бронзового века и широко бытовала у разных народов Европы и Азии в период античности. В славянском костюме лунницы использовались в качестве подвесок к ожерельям, головным уборам, ряснам и серьгам.

    Из самого названия видно, что лунницы представляли образ луны и включали в себя весь богатый символизм ночного светила. Т.к. луна у большинства народов являлась женским символом, то и лунницы преимущественно использовались в женском ювелирном уборе. Нередко лунница могла сочетаться с крестом как солярным символом, либо в одной подвеске, либо в составе ожерелья, тем самым объединяя символику двух небесных светил. Кроме того такая композиция могла обозначать единство мужского (солнце) и женского (луна) начал и выражать идею брака.

    С утверждением христианства такое сочетание символов наполнилось новыми смыслами. Полумесяц как древний символ небесной страны, Царства Небесного, в сочетании с крестом стал означать грядущее Царство Божие. Другое толкование было связано со словами Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Откр. 12.1). Здесь крест являлся символом Христа – «Солнца Правды», рожденного Марией, символизируемой полумесяцем. В то же время такое сочетание воспринималось и как образ Церкви, глава которой Христос. Убывающий месяц в подножии креста мог означать, как и в древних верованиях, умирание божества, трехдневное пребывание Христа во гробе (новолуние), а крест показывал последующее Воскресение, особенно когда форма креста несла символику света и жизни. Кроме того, сочетание полумесяца с крестом напоминало известное изображение корабля, а по словам святого Максима епископа Туринского (V в.), «корабль Улисса есть образ Церкви, а мачта с поперечником означает крест. С помощью сего креста верующие могут безопасно избегнуть крушения от страстей человеческих и, заградив уши свои Священным Писанием, не услышать обаятельного голоса мирских сирен».

    Особенно ярко перечисленная символика была выражена в крестах с полумесяцем в основании на куполах русских храмов.

    К VII в. в Византии сложилась группа ажурных серег-лунниц с устойчивой христианской семантикой. В центре лунницы, как правило, помещались образы креста, часто в круге, или его прообраз – древо жизни. Центральный образ фланкировался изображениями райских птиц. Иногда основой композиции была одна птица – как символ воспарившей души, или вьющийся орнамент, представляющий лозу как символ Христа. Лунница могла обрамляться шариками зерни, которые в контексте небесного символизма представляли звезды, являющиеся в христианстве символами ангелов.

    В XI в. встречаются серьги-лунницы, которые уже предельно откровенно передают литургическую идею преображения Церкви в Царство Божие. Так, в центре лунницы, в круглом медальоне, находится образ Богородицы как символ Церкви, а на медальон водружен четырехконечный крест с традиционными греческими надписями Φωϲ и Ζωη (Свет и Жизнь). Такого рода кресты широко использовались в Церкви того периода.

    Сегодня, анализируя эти древ­ние украшения, нас поражает литургичность сознания древних христиан и их великое дерзновение через эти священные символы преобразить себя и окружающий мир. Конечно, важным аспектом использования священных символов в серьгах была и защита – ограждение ушей от «обаятельного голоса мирских сирен».

    Создавая наши серьги, мы стремились наполнить их той же древней символикой, и надеемся, что они будут правильно восприняты и помогут преодолеть разделение между Церковью и миром. И если Церковь не будет влиять на мир, то мирской дух проникнет в Церковь.

    Но все же стоит помнить, что ношение сакральных украшений должно иметь не театральный характер, а быть нашим маленьким священнодействием в миру, совершаемым с верою и любовью.

     

1 2  3  4 ...  102