-
Преображение Господне2007, техника: золочение, темпера яичная
материал: дерево, пигменты натуральные
80 х 58 см., Арт. 1609
В иконе «Преображение Господне» иллюстрируется евангельские предания, изложенные Матфеем, Марком и Лукой, о том, как ученики Христа, поднявшись с ним на гору Фавор, увидели воочию преображение пришедшего к людям «в зраке раба» (то есть – как слуга, раб), и «просияло лицо Его как солнце, одежды сделались белыми, как свет». «Фаворский» свет служил важнейшим подтверждением божественной сущности Иисуса.
Истоки композиции, известной на Руси с домангольского периода, восходят к древнехристианскому искусству (VI век). Изображение канонично: в ореоле света Христос, по сторонам пророки Моисей и Илья, беседующие с Христом; павшие ниц, пораженные чудом, ученики Иисуса – Петр, братья Иаков и Иоанн Заведеевы. Общепринятым в древнерусской живописи является иконографический извод, буквально иллюстрирующий текст Евангелия от Марка: «И явился им Илья с Моисеем», поэтому Илья изображается – слева, Моисей – справа.
Предполагается, что праздник Преображения был установлен уже в IV веке, поскольку в это время мать Константина Великого – равноапостольная Елена – построила на горе Фавор храм, освященный в честь Преображения Господня.
Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.
Преображение понимается как прообраз грядущих Христовых страстей. Это нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах. Именно поэтому, в нарушение хронологического повествования, «Преображение Господне» является важнейшим элементом страстного цикла и в русских иконостасах XVI–XVII веков размещается в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».
Это событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, но отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.
Празднование Преображения установлено 6 августа (19 августа по новому стилю).
Истоки композиции, известной на Руси с домангольского периода, восходят к древнехристианскому искусству (VI век). Изображение канонично: в ореоле света Христос, по сторонам пророки Моисей и Илья, беседующие с Христом; павшие ниц, пораженные чудом, ученики Иисуса – Петр, братья Иаков и Иоанн Заведеевы. Общепринятым в древнерусской живописи является иконографический извод, буквально иллюстрирующий текст Евангелия от Марка: «И явился им Илья с Моисеем», поэтому Илья изображается – слева, Моисей – справа.
Предполагается, что праздник Преображения был установлен уже в IV веке, поскольку в это время мать Константина Великого – равноапостольная Елена – построила на горе Фавор храм, освященный в честь Преображения Господня.
Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.
Преображение понимается как прообраз грядущих Христовых страстей. Это нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах. Именно поэтому, в нарушение хронологического повествования, «Преображение Господне» является важнейшим элементом страстного цикла и в русских иконостасах XVI–XVII веков размещается в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».
Это событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, но отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.
Празднование Преображения установлено 6 августа (19 августа по новому стилю).